Toм 4, Hoмep 4, 2008

pdf_3.png

О. В. Рябова
Пространственное развитие общественно-транспортных узлов 

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. В статье рассмотрены наиболее часто встречающиеся типы архитектурно-планировочной организации городских (средних и малых) общественно- транспортных узлов: компактный, смешанный, протяженный. Определены основные направления развития городских общественно-транспортных узлов в архитектурно-планировочной структуре городов Донбасса по горизонтали: концентрическое, линейное полосовое, линейное сетевое, спиральное. Установлено (на примере городов Донбасса), что характер развития общественно-транспортных узлов по горизонтали и по вертикали зависит от типа включения общественно-транспортного узла в городскую застройку; типа планировочной структуры общественно-транспортного узла. В результате действия системных принципов при изменении класса транспортного узла изменяется тип общественно-транспортного узла. Выявлены типы включения общественно-транспортных узлов в городскую застройку: четырехстороннее, трехстороннее, трехстороннее неполное, двустороннее угловое, двустороннее угловое неполное; типы архитектурно-планировочной структуры для средних и малых общественно-транспортных узлов: статичная, полугибкая, гибкая. Установлено, что тенденция современных общественно-транспортных узлов (на примере городов Донбасса) проявляется в образовании многоярусной структуры независимо от типа общественно-транспортного узла (крупный, большой, средний, малый.
Ключевые слова: пространственное развитие, общественно-транспортный узел, тип.
 

pdf_3.png

С.Г. Кузнецов, Г.А. Назаров
Особенности застройки территорий жилыми и общественными зданиями с автономными котельными 

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы экологической безопасности децентрализованных систем отопления. В статье рассмотрены причины сложившейся тенденции к децентрализации источников теплоснабжения. Выявлены преимущества и недостатки автономных источников теплоснабжения и централизованного теплоснабжения. Выполнена, с точки зрения экологической безопасности, оценка ущерба, причиняемого эмиссией загрязняющих веществ в атмосферу от мелких автономных источников теплоснабжения. Анализ существующих строительных норм и правил показывает, что действующие нормы четко не регламентируют размещение в существующей или проектируемой застройке автономных источников теплоснабжения. Рассмотрены параметры, влияющие на распределение загрязнения в застройке. Выполнен анализ методов исследования рассеивания загрязняющих веществ, основанных на натурных наблюдениях, испытаниях в аэродинамической трубе и математическом моделировании. Выявлены их преимущества и недостатки.
Ключевые слова: автономные источники теплоснабжения, эмиссия загрязняющих веществ, натурные исследования, физическое моделирование, математическое моделирование.
 

pdf_3.png

И. В. Базовая
Особенности влияния агрессивной среды на стирание дорожного покрытия и шин автомобиля 

Донецкий национальный технический университет
Автомобильно-дорожный институт
Аннотация. Рассмотрены вопросы истирания дорожных покрытий от действий пневматических шин автомобиля в зависимости от эксплуатационного состояния дорожной одежды в целом и материала, из которого сделан верхний слой истирания, в условиях агрессивной среды, которая зависит от выбросов промышленных предприятий и транспорта. При этом, когда направление истирания отличается от направления скольжения элементов протектора шины, стирание может рассматриваться как „вредное”, так как оно не имеет никакого влияния на эффект трения в зоне контакта шины со слоем износа. Рекомендованные профили текстуры дорожного покрытия не должны характеризоваться периодичностью, а должны быть одинаковыми по всем направлениям, проведенных через данную точку.
Ключевые слова: истирание, покрытие, агрессивная среда, слой износа.
 

pdf_3.png

Н. В. Шолух, А. В. Алтухова
Анализ визуальной среды города Донецка: социальные, психологические и архитектурные аспекты 

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования организации благоприятной визуальной среды человека в современном городе. На примере анализа отдельных характерных зданий и сооружений города Донецка рассматривается влияние некоторых архитектурных форм и элементов на психико-эмоциональное состояние человека. Особое внимание уделяется рассмотрению объектов, отличающихся выраженной агрессивностью форм, дисгармоничностью общего композиционного решения, нарушением тектонического строя основных составляющих частей и элементов, а также отсутствием композиционного единства этих объектов с уже существующей застройкой. В статье акцентируется внимание на неблагоприятных тенденциях дальнейшего развития архитектуры города, характеризующейся все большим и большим насыщением подобными формами и элементами, негативно сказывающимися на психико-эмоциональном состоянии человека. Влиянию таких форм особенно подвержены некоторые категории населения: люди преклонного возраста, а также лица, отличающиеся ослабленностью и неустойчивостью своего психического состояния. Подчеркивается важность системного подхода к этой проблеме, учитывающего не только архитектурный, а также социологический, психологический и другие тесно связанные с ними аспекты. С учетом выполненных социологических и архитектурных обследований дается ряд рекомендаций по устранению негативного воздействия указанных визуальных форм на психико-эмоциональное состояние человека. Реализация на практике предлагаемых рекомендаций позволит улучшить внешний облик города, создать более комфортную визуальную среду для его горожан.
Ключевые слова: визуальная среда города, зрительное восприятие, агрессивность архитектурных форм, антитектоничность построения объемов здания, композиционная неуравновешенность и отсутствие целостности, психико-эмоциональное состояние, ослабленность психического состояния, специальные композиционные приемы и средства.
 

pdf_3.png

П.В. Кривенко, Е.К. Пушкарева, С.Г. Гузий, М.В. Суханевич, А.И. Борисова
Особенности технологии изготовления и нанесения вспучивающихся неорганических покрытий алюмосиликатного состава 

Государственный научно-исследовательский институт вяжущих материалов им.
В.Д.Глуховского 
Аннотация. В данной работе приведены результаты влияния технологических факторов на свойства вспучивающихся неорганических покрытий алюмосиликатного состава. Показано, что на металлическую подложку наиболее рационально осуществлять послойное нанесение огнестойкой вспучивающейся композиции со степенью наполнения от 5 до 35% от массы связующего, полученного на основе щелочного алюмосиликатного связующего вида (1,09-1,7)Na2O?Al2O3?(6,64-8,42)SiO2?(22,16-35,76)H2O и (1.56-2.48)Na2O?Al2O3?(7.6-10.19)SiO2?(23.27-43.06)H2O методом напыления. При использовании такого метода нанесения прогрев металла не превышает 200-250оС при толщине покрытия от 2 до 4 мм. Введение в состав вспучивающейся огнезащитной алюмосиликатной композиции карбоната кальция, который разлагается при температуре 800-830оС и выделяет CO2, и увеличение доли наполнителя способствовало увеличению времени сопротивления пламени до 54 мин. Для достижения предела огнестойкости до 60 мин вспучивающихся неорганических покрытий алюмосиликатного состава необходимо идти по пути модификации алюмосиликатной связки и использовать выше отмеченный способ нанесения покрытий.
Ключевые слова: огнезащитные вспучивающиеся щелочные алюмосиликатные композициизаполнитель алюмосиликатного составакоэффициент вспучиваниятемпература нагрева металлической подложки, стандартная кривая распространения пожара.
 

pdf_3.png

А.А. Шкурупий
Предельная сжимаемость бетона в железобетонных элементах 

Полтавский национальный технический университет имени Юрия Кондратюка
Аннотация. Статья посвящена анализу методов определения предельной деформации сжатого бетона (ebu) на основе деформационных моделей (ДМ) железобетонных элементов (ЖБЭ) Еврокода 2, НИИСК (Киев) и ДМ с экстремальным критерием прочности (ЕКП). Применение ДМ в теории железобетона является соответствующим шагом вперед, используя полный набор уравнения механики деформируемого твердого тела (МДТТ): физические для бетона и арматуры, геометрические и уравнение равновесия. В результате ДМ позволяет точнее находить границу переармирования, прочность переармированных ЖБЭ, учитывать характер полных диаграмм работы бетона и арматуры и другие характеристики. Существующие ДМ, кроме ДМ с ЕКП, нуждаются в экспериментальном определении предельной деформации сжатого бетона ebu. Показаны преимущества ДМ  с  ЕКП, которые позволяют аналитически определять величины ebu и другие характеристики нормального сечения ЖБЭ в предельном состоянии. Отмечено, что предельная деформация сжатой зоны бетона ebu определяется перераспределением напряжений по высоте неоднородно напряженной сжатой зоны нормального сечения ЖБЭ в предельном состоянии. Такое перераспределение напряжений невозможно в центрально сжатых бетонных призмах, и поэтому они не могут использоваться для определения ebu. Доказано, что для железобетонных элементов, изготовленных из бетонов низкой и средней прочности нельзя принимать величину ebu постоянной и равной 3,5  ‰ и уменьшать ее значение от 3,5 до 2,8  ‰ для высокопрочных бетонов так, как это предлагается в Еврокоде 2. Это не согласовывается с экспериментами и расчетами по ДМ с ЕКП.
Ключевые слова: железобетонный элемент, предельная деформация бетона, деформационная модель, критерий прочности.