Том 19, Номер 2, 2023

Редакционная коллегия

Содержание

pdf_3.png

С. А. Горожанкин, Н. В. Савенков, О. О. Золотарев
Анализ эксплуатационного набора режимов работы автомобильной силовой установки с помощью вариационных рядов

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В статье предложен подход по представлению режимных условий эксплуатации автомобиля в виде вариационных рядов по скорости движения и требуемой мощности, образующих совместную характеристику. Это позволяет разделять нагрузочно-скоростной диапазон режимов работы силовой установки на группы и ранжировать их по суммарной продолжительности процесса движения. Такое единообразное представление в перспективе позволит упростить и разработать универсальную методику комплексной оптимизации режимных и конструкционных параметров силовых установок автотранспортных средств в зависимости от их назначения и условий эксплуатации. Предложенный подход обусловлен относительной сложностью силовых установок современных автомобилей и наличием множества независимых параметров регулирования соответствующими агрегатами. Необходимость рассматриваемой оптимизации определена систематическим ужесточением экологических норм по выбросам вредных веществ в атмосферу, а также стремлением уменьшения эксплуатационных затрат. В качестве примера в работе приведены результаты для автомобиля категории N1 в условиях стандартизированного ездового цикла NEDC. На примере системы компьютерной алгебры Mathcad предложен простейший алгоритм для преобразования исследуемых зависимостей в вариационные ряды с заданными параметрами. Полученные в исследовании результаты могут быть применены как для анализа, в том числе сравнительного, фактических режимов движения автомобилей, в том числе ездовых циклов, так и для решения задач синтеза перспективных силовых установок, а также алгоритмов их управления на основе комплексной многопараметрической оптимизации с учетом наборов режимов движения в эксплуатации.
Ключевые слова: силовая установка, ездовой цикл, мощностной баланс, вариационный ряд, скорость движения автомобиля, время движения, алгоритм, вариант, интервал.

pdf_3.png

С. В. Лахтарина, Н. М. Зайченко, Е. В. Егорова, М. С. Хлестов, Н. В. Онопченко
Модифицированные цементы с применением отходов промышленности Донбасса

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В работе рассмотрено комплексное воздействие минеральной добавки в виде агломерированного микрокремнезема мокрой газоочистки Стахановского завода ферросплавов и отсева дробления известняка ГП «Докучаевский флюсо-доломитный комбинат» на физико-механические свойства цементного камня. Разработаны составы эффективных органоминеральных модификаторов (ОММ) на основе отходов промышленности как частичная замена портландцемента, установлены зависимости степени измельчения ОММ в шаровой мельнице от времени измельчения и состава. Установлено, что при помоле микрокремнезема (ОММ 5) происходит агломерация его частиц, что подтверждается увеличением удельной поверхности на более чем 50 % по отношению к составу ОММ 1. Разработаны составы вяжущего, обеспечивающие получение цементного камня с пределом прочности при сжатии в проектном возрасте не менее 60 МПа.
Ключевые слова: цементный камень, суперпластификатор, минеральная добавка, микрокремнезем, известняк.

pdf_3.png

А. Н. Лищенко
Исследование щелочных жаростойких бетонов на основе золошлаковых отходов Зуевской ТЭС

ФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация. В работе приведены результаты сравнительного исследования зависимости прочности при сжатии щелочных жаростойких бетонов от вида золошлакового отхода Зуевской ТЭС, концентрации раствора щелочи и длительности твердения в нормальных условиях, при пропаривании и автоклавировании. Установлено, что при твердении в нормальных условиях прочность бетона незначительная и составляет 2,8–10,5 МПа. При тепловлажностной обработке, особенно автоклавной, она существенно возрастает. Марка бетонов на основе шлака Зуевской ТЭС в 1,5–2 раза превышают марку аналогичных составов на основе золы-унос. На основе разработанных шлакощелочных вяжущих получены пропаренные и автоклавированные шлакощелочные бетоны соответственно марок 100–200 и 300–400. Исследовано изменение физико-механических свойств щелочных бетонов на основе шлака при обычной температуре, после сушки и обжига при температуре 1 000 °С. Установлено, что щелочные жаростойкие бетоны на основе каменноугольного молотого шлака Зуевской ТЭС обладают повышенными жаростойкими свойствами. Таким образом, доказана возможность и целесообразность использования каменноугольного молотого шлака при изготовлении щелочных жаростойких бетонов.
Ключевые слова: шлакощелочное вяжущее, жаростойкий бетон, линейная усадка, прочность, шлак ТЭС, пропаривание.

pdf_3.png

К. А. Пьянкова, Д. Д. Вчерашний, С. В. Коробков
Экспериментальные исследования механических свойств твердеющего цементно-песчаного раствора с различным водоцементным отношением в условиях градиента температур

ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет»
Аннотация. В статье представлены результаты исследования прочностных характеристик стержня, изготовленного из цементно-песчаной смеси с определенным соотношением воды и цемента (В/Ц = 0,4; 0,44; 0,49 и 0,54), который затвердевает в условиях температурных градиентов. Целью данного исследования является экспериментальное исследование влияния температурных градиентов на механические свойства затвердевшего цементно-песчаного раствора с изменяющимся соотношением воды и цемента. Исследование показало, что увеличение прочности цементно-песчаных образцов-кубиков различается по интенсивности в течение разных периодов затвердевания и испытаний. Было установлено, что температурные градиенты (+60… (–20)) oC оказывают значительное влияние на затвердевание цементно-песчаных образцов-кубиков. После 8 часов твердения наблюдается тенденция к увеличению накопления прочности, начиная с 5-го образца. Можно ожидать, что с дальнейшим временем твердения тенденция к немонотонному упрочнению будет более выраженной. Изучение этих процессов поможет лучше понять степень негативного воздействия температурных перепадов на бетонные конструкции и впоследствии разработать меры по увеличению срока их службы.
Ключевые слова: градиент температур, цементный камень, массоперенос, механические свойства.