Анализ эксплуатационного набора режимов работы автомобильной силовой установки с помощью вариационных рядов

С. А. ГорожанкинФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»Н. В. СавенковФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»О. О. ЗолотаревФГБОУ ВО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры»
Аннотация: В статье предложен подход по представлению режимных условий эксплуатации автомобиля в виде вариационных рядов по скорости движения и требуемой мощности, образующих совместную характеристику. Это позволяет разделять нагрузочно-скоростной диапазон режимов работы силовой установки на группы и ранжировать их по суммарной продолжительности процесса движения. Такое единообразное представление в перспективе позволит упростить и разработать универсальную методику комплексной оптимизации режимных и конструкционных параметров силовых установок автотранспортных средств в зависимости от их назначения и условий эксплуатации. Предложенный подход обусловлен относительной сложностью силовых установок современных автомобилей и наличием множества независимых параметров регулирования соответствующими агрегатами. Необходимость рассматриваемой оптимизации определена систематическим ужесточением экологических норм по выбросам вредных веществ в атмосферу, а также стремлением уменьшения эксплуатационных затрат. В качестве примера в работе приведены результаты для автомобиля категории N1 в условиях стандартизированного ездового цикла NEDC. На примере системы компьютерной алгебры Mathcad предложен простейший алгоритм для преобразования исследуемых зависимостей в вариационные ряды с заданными параметрами. Полученные в исследовании результаты могут быть применены как для анализа, в том числе сравнительного, фактических режимов движения автомобилей, в том числе ездовых циклов, так и для решения задач синтеза перспективных силовых установок, а также алгоритмов их управления на основе комплексной многопараметрической оптимизации с учетом наборов режимов движения в эксплуатации.

Ключевые слова: силовая установка, ездовой цикл, мощностной баланс, вариационный ряд, скорость движения автомобиля, время движения, алгоритм, вариант, интервал.

Страницы: 41-50.

PDF

Для цитирования:
Для цитирования: Горожанкин, С. А. Анализ эксплуатационного набора режимов работы автомобильной силовой установки с помощью вариационных рядов / С. А. Горожанкин, Н. В. Савенков, О. О. Золотарев. – Текст : электронный // <em>Современное промышленное и гражданское строительство</em>. – 2023. – Том 19, № 2. – С. 41-50. – URL: https://donnasa.ru/publish_house/journals/spgs/2023-2/st_01_gorozhankin_savenkov_zolotarev.pdf (дата обращения: 22.12.2024). – ISSN 1993-3495.


Issue Cover
Том 19, № 2 (2023)
Журнал: Современное промышленное и гражданское строительство
Издательство: ФГБОУ ВО "Донбасская национальная академия строительства и архитектуры"